Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Агрессия и деструктивность Злокачественная агрессия: Высказывались различные мнения о том, что входит в эту сущность, ни у кого не возникало сомнения в том, что она есть, т. Совсем недавно эти традиционные воззрения были поставлены под сомнение. Причиной такого поворота явилось все возрастающее значение исторического исследования человечества. Особенно сильно принцип историзма проявился в исследованиях американских культу — рантропологов. Изучение обычаев, нравов, образа мышления первобытных народов привело многих антропологов к выводу 1 том, что человек рождается как чистый лист бумаги, на который культура наносит свои письмена. Предположение о неизменности человеческой природы было отвергнуто еще и потому, что этой позицией часто злоупотребляли и использовали для оправдания неблаговидных человеческих поступков. А ученые, пытавшиеся представить жадность, стремление к соперничеству и эгоизм как врожденные черты характера, на основании этого доказывали разумность и необходимость такой общественно — экономической формации, как капитализм. Мне кажется, что новых открытий в человеческой природе можно ожидать только на базе эволюционного учения. Добжанский; автор данной книги считает себя продолжателем этой линии.

Анатомия человеческой деструктивности

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны. При этом речь идет о следующем: Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы.

Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

В отношении оборонительной агрессии Э. Фромм констатирует, что Страх, как и боль - это очень неприятное чувство, и человек.

Мы уже проследили развитие этой темы на протяжении разных эпох. В иные эпохи страх смерти и вовсе отсутствовал: Античные греки, например, как уже подчеркивалось, учили преодолевать ужас небытия путем концентрации духа, усилием животворной мысли воспитывать в себе презрение к смерти. Людей Средневековья, напротив, предстоящая смерть доводила до исступления. Возможно, такое отношение к смерти вызывалось картинами массовой гибели людей в результате чумы или голодного мора.

Ни одна эпоха, как свидетельствует нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга, не навязывает человеку мысль о смерти с такой настойчивостью, как столетие. Если мы поставим вопрос: Как правило, сопоставляются философские высказывания. Вот оно — презирать смерть А средневековый мыслитель Мейстер Экхарт, напротив, пишет о том, как трудно дается человеку отрешенность от мирских благ

Типы агрессии

Философские концепциии от античности до наших дней, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" - филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К.

Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности".

В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм сделал то вывод кажется однозначным и неизбежным: агрессивное поведение либо яростью и нападением, либо проявлением страха и бегством.

Другие предметы [39] Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода. Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели.

Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти - это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.

Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдоагрессией, относя к ним такие ее виды как непреднамеренную, например, случайное ранение человека, игровую, необходимую в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций, а также не имеющей никакой деструктивной цели и отрицательных мотиваций, гнев, ненависть. Фехтование, стрельба из лука, различные виды борьбы развились из потребности поразить врага, но затем полностью утратили свою первоначальную функцию и превратились в виды спорта.

Концепция агрессии как самоутверждения находит свое подкрепление свидетельствующих о наличии связи в наблюдениях между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением.

Фромм: одиночество современного человека

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков.

Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность · Раздел IV. . связи с матерью кроется не только тоска по ее любви, но и страх перед ней.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества. Однако факт остается фактом, что человек часто ведет себя деструктивно даже в таких ситуациях, когда никакого перенаселения нет и в помине.

Бывает, что жестокость вызывает в человеке чувство настоящего удовольствия, а неистовая жажда крови может охватить огромные массы людей.

Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах.

Недостатки: наряду с отличным пониманием тонкостей психологии и социологии, Фромм демонстрирует неспособность применить.

Под первой формой подразумевается проявление дремлющих необязательно вытесняемых деструктивных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах, в отличие от деструктивных черт характера, которые не исчезают и не возникают, а присущи конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда. История войн является хроникой безжалостных убийств и пыток, жертвами которых становились и мужчины, и женщины, и дети.

Часто возникает впечатление какой-то вакханалии — когда разрушительную лавину не в силах удержать никакие моральные или рациональные соображения. Убийство было еще самым мягким проявлением деструктивности. Трудно даже перечислить все виды жестокости, изобретенные человеческой фантазией. Далее мне придется описывать такие примеры человеческой жестокости, которые всем хорошо известны и которые обычно упоминаются всеми теми, кто хочет доказать, что деструктивность является врожденной.

Причины деструктивности будут рассмотрены позднее при описании садизма и некрофилии. Здесь же я только приведу примеры деструктивности, не связанной со структурой характера. Хотя эти спонтанные взрывы разрушительности тоже не проявляются безо всякой причины. Во-первых, всегда имеются внешние обстоятельства, стимулирующие их, как, например, войны, религиозные или политические конфликты, нужда и чувство обездоленности.

Во-вторых, есть также субъективные причины — высокая степень группового нарциссизма на национальной или религиозной почве например, в Индии или склонность к состояниям транса как в определенных районах Индонезии и т.

Рецензия на книгу «Душа человека» Эриха Фромма

Как признается автор, материал для этого издания он собирал более 40 лет. Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: Фромм обобщил идеи и положения реформированного, социокультурного психоанализа, показал специфику философско-антропологической рефлексии. Это — первый том задуманной ученым многотомной систематизации психоанализа.

Энциклопедический характер книги позволяет раскрыть широкую панораму биологических, социально-психологических, антропологических учений.

К их числу относятся: А. Басс [2], А. Бандура [3], Э. Фромм [4] и др. своим положением в обществе, стрессовость, беспокойство, страх перед ЕГЭ, что.

Смотреть полностью Агрессия как самоутверждение Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова"агрессия": — это непереходный глагол, и потому он напрямую не соединяется с дополнением; нельзя сказать —"нападать кого-либо". В первоначальном значении слова"быть агрессивным" означали нечто вроде"двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения". Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением.

Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызывают агрессивность. При этом следует учитывать, что главное различие между мужчиной и женщиной заключается в их разных функциях во время полового акта. Анатомические и физиологические особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению без промедления и без страха, даже если женщина оказывает сопротивление. Поскольку сексуальная способность мужской особи имеет важное значение для продолжения жизни рода, неудивительно, что природа снарядила самца особенно высоким потенциалом агрессивности.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь.

Теория, которую создал Э. Фромм, привлекает научное сообщество философов, предполагает, что основным источником страха, чувства тревоги и одиночества является Эта агрессия означает способность убивать не.

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах.

Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих эту агрессию. Разумеется, рамки данной книги не позволяют начертить программу социальных перемен, необходимых для решения такой задачи []. Поэтому я ограничусь здесь лишь несколькими замечаниями. Главное условие состоит в том, чтобы устранить из жизни взаимные угрозы — как индивидов, так и групп.

Это зависит от материальных условий жизни: Данная предпосылка может быть в ближайшем обозримом будущем реализована путем замены нашей системы производства — распределения — потребления на более совершенную.

Эрих Фромм Человек для самого себя